Сорока (головной убор). Фонды Орловского краеведческого музея

Сорока (головной убор). Фонды Орловского краеведческого музея

Головной убор в женском русском национальном костюме – это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором “засветить” хотя бы прядь волос. Говорили: “Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!”.

Сорока – сложный головной убор замужней женщины, род кички; особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани (часто красного сатина, атласа штофа), у которого переднюю часть (очелье) украшали вышивкой золотой нитью или делали из галуна. Часто встречаются сороки, у которых очелье и крылья скреплены вместе и образуют род шапочки. Подобные сороки делали из цветного плиса и украшали галуном, а по сторонам – помпонами из цветных шерстяных нитей. На основе этих элементов создавался сложный головной убор, в состав которого входило до 12 предметов общим весом до 5 кг.

С первого взгляда можно было определить, издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя “мода” на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. И примерный достаток угадывался — по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Сорока (головной убор). Фонды Орловского краеведческого музея

Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шились обычно из дешёвого материала с минимальным количеством украшений и надевались, как правило, без позатыльника, а иногда и без налобника. Праздничные сороки, особенно сороки молодых женщин, были очень нарядными. Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания или на следующий день после брачной ночи. Обряд надевания её на молодую женщину происходил очень торжественно. Пожилые женщины заплетали молодушке две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Его надевание сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась “со своей волей волюшкой, девичьей красой”, стала замужней женщиной.