Кирзовые сапоги. Фонды Орловского краеведческого музея

Советские кирзачи. Фонды Орловского краеведческого музея

Легендарные кирзовые сапоги (советские кирзачи) берут начало в далеком 1937 году, когда выпуск этого кожзама был налажен на кировском заводе «Искож» (отсюда распространенное заблуждение, что кирза расшифровывается как «Кировский завод») и тогда же кирзовые сапоги начали поступать в войска.

1 февраля 1941 года они были утверждены для младшего начальствующего и рядового состава. В Великую Отечественную войну многомиллионная армия вступила в кирзовых сапогах. В сущности, кирза представляла собой несколько слоев хлопчатобумажной ткани, пропитанной особым составом, синтетическими каучуками, который изобрели в лаборатории. За это изобретение и внедрение его в промышленное производство 11 специалистов были удостоены Сталинской премии в 1942 году.

Первая попытка найти заменитель для дорогостоящей кожи, чтобы обуть солдата, была предпринята гораздо раньше еще в 1903 году выдающимся химиком генерал-майором М.М. Поморцевым. Он пропитал несколько слоев парусины смесью из яичного желтка, парафина и канифоли. Получился материал «большой прочности и совершенной непроницаемости для воды». Первый отечественный кожзам был назван кирзой – по аналогии с грубым и особо прочным шерстяным сукном которое использовалось для пошива солдатских шинелей. В 1905 году кирза Поморцева, которую народ окрестил «чертовой кожей» прошла испытание Русско-Японской войной.

https://www.traditionrolex.com/23

А в Великую Отечественную новинку в войсках восприняли с большим энтузиазмом, кирзовые сапоги носили круглый год. Чтобы защитить их от воды – смекалистые бойцы натирали их солидолом и дегтем. Увы, промокший кирзовый сапог разбухал, становился тяжелее и теснее. Особенно трудно приходилось женщинам, редкая участница войны не поминала лихом «огромные тяжеленные кирзовые сапожищи». Юлия Друнина писала: «До сих пор не совсем понимаю, как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю в кирзачах стопудовых дошла».

Многие фронтовики годами уже после войны носили кирзачи. В 1960х годах писатель-фронтовик воспел советский сапог. Он писал: «Стоять нашим сапогам в музеях повыше, может, всяких мономаховых шапок стоять, чтобы племю младому поглядеть, в какой обувке прадеды по рейхстагу топтались, ведь – не рота, держава в кирзу обувалась!»

Поэт не преувеличивал. После войны кирза «пошла в народ». Государство обувало не только солдат-срочников, но и пожарных, воспитанников интернатов, заключенных.

Кирзовые сапоги были заветной мечтой послевоенных мальчишек – как у папы-героя. Даже в позднесоветское время пели так:

«Тебе, солдату Родины, оружие доверено,
Шинель по росту выдана – носи и береги,
К тому же дали новые, в любой поход готовые
Солдатские кирзовые простые сапоги…»