- Хоругвь
- Икона «Феодосия Черниговского»
- Икона «Успение Пресвятой Богородицы (Печерская)»
- Икона «Успение» – паломническая реликвия
- Икона «Тихон Задонский»
- Икона «Успение»
- Икона Божией Матери «Казанская»
- Кресты напрестольные
- Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»
- Деисус
- Икона «Никола Можайский»
- Покровцы (в рамах)
- Икона «Живоносный источник»
- Икона «Преображение Господне с престольными праздниками»
- Икона «Богоматерь Балыкинская»
- Икона «Исцеление болезней»
- Икона «Св. Серафим Саровский»
- Напрестольное Евангелие
- Книга Псалтырь
- Книга Минея
- Книга Акафистник
- Колокол
- Потир – чаша для Причастия Xристовыx Тайн
- Звездица. Россия. XIX в.
- Облачение протоиерея
Хоругвь
Хоругвь – это церковное «знамя», закрепленное на высоком древке. Как правило, на хоругвях бывают изображены иконы.
Хоругви могут быть выполнены как из ткани, так и из металла. Издревле были распространены вышитые хоругви. Благочестивые мастерицы с любовью создавали изображения Христа, Богоматери, угодников Божиих, нередко применяя для этого золотые и серебряные нити и ценные каменья. Металлические – обычно изготавливаются из тонкой листовой латуни; иконы на них бывают нанесены живописным или полиграфическим способом
Икона «Феодосия Черниговского»
Феодосий – архиепископ Черниговский, почитается в Русской церкви как святитель. Память совершается (по юлианскому календарю) 5 февраля, 9 сентября (обретение и перенесение мощей).
По природе кроткий, послушный и впечатлительный, Феодосий с юных лет горел пламенною любовью к Богу и усердием к храму Божию. По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского.
. В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. В 1692 году был торжественно хиротонисан во архиепископа Черниговского. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия.
В 1894 году канонизирован.
Святому Феодосию Углическому молятся в нуждах, связанных с укреплением ума и знания взрослых и детей (о слабом учении детей). Считается, что этот святой помогает исцелять раковые опухоли.
Икона, представленная на выставке, является паломнической реликвией.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы (Печерская)»
По одной из версий, икона Успения Пресвятой Богородицы впервые прославилась в 1473 году в день освящения пещерного Успенского храма будущего Псково-Печерского монастыря, когда излечилась больная женщина. По другой версии, двое псковских купцов Василий и Феодор поручили псковскому иконописцу Алексию, по прозвищу Малому, написать икону Успения Божией Матери в житии, то есть с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери. В 1521 году они принесли икону в Псково-Печерский монастырь, где она была поставлена в храме Успения Божией Матери. С 1523 года икона начала прославляться многими чудесами и исцелениями, причём сохранился их перечень.
В экспозиции представлен список с иконы, которая находилась над царскими вратами в Киево-Печерской лавре. Во время молебна образ опускали на специальной тесьме вниз, и она становилась вровень с поющими монахами, а после молебна поднималась обратно. Такая традиция спуска и подъема икон, расположенных над царскими вратами, была распространена и в нашем регионе.
Икона «Успение» – паломническая реликвия
Паломнические реликвии во все времена являлись прежде всего предметами личного благочестия и памятными евлогиями (благословениями). Привезенные русскими паломниками из Святой Земли на родину, в Россию, они жертвовались в храмы и монастыри, хранились в молельной комнате или в красном углу дома, передавались из рода в род, являлись семейными реликвиями, которым воздавалось особое почитание. В русских храмах и монастырях, музеях и частных собраниях сохранилось множество реликвий, привезенных в разное время из Палестины. На них представлены различные иконографические сюжеты: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Крещение Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Тайная Вечеря, Распятие с предстоящими, Воскресение Христово и другие.
Икона «Тихон Задонский»
Святитель Тихон (1724-1783), епископ Воронежский и Елецкий (1763-1769), Задонский чудотворец, был погребен в особо устроенном склепе под алтарем Владимирского храма задонского Богородицкого монастыря; мощи обретены нетленными в 1846 г. и перенесены в церковь Рождества Богоматери. Прославление и торжественное открытие мощей свт. Тихона состоялось в 1861 г. С этого времени монастырь стал местом паломничества; наибольшее количество народа съезжалось к 13 августа, ко дню открытия мощей свт. Тихона. Святитель представлен в архиерейской мантии, клобуке, с жезлом в левой руке. Источником изображения послужил портрет, исполненный при жизни свт. Тихона и подаренный им своему близкому другу, елецкому купцу Козьме Студеникину. Этот портрет был признан наиболее точно отражающим облик подвижника, и Святейший синод утвердил его как образец для иконописцев, дополнив изображение нимбом.
Икона «Успение»
Самый древний и самый чтимый в Русской Православной Церкви образ Успения приводит нас в Киев. В столичном граде Древней Руси он появился впервые в конце XI века. В 1085 году четверо греческих зодчих принесли икону из Константинополя и передали в дар основателям русского монашества преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Как свидетельствует Церковное Предание, образ вручила греческим мастерам в знаменитом Влахернском храме Сама Пресвятая Дева, благословив их на строительство храма в Печерской обители.
Так в первом русском монастыре греческими строителями и Печерскими иноками был возведен собор, названный Успенским в честь принесенного образа. Вскоре, по примеру Киева, во многих княжествах поднялись Успенские церкви: и в Ростове, и в Суздале, и во Владимире.
Образ Успения для главного кремлевского собора написал сам святитель Петр. Второй чудотворной иконой храма стала икона Успения, написанная на гробовой доске его последователя и преемника святого митрополита Алексия.
Не только московские иконы, но и все многочисленные чудотворные образы Успения Пресвятой Богородицы по своей иконографии восходят к Киево-Печерскому первоисточнику. На иконе мы видим первую Иерусалимскую общину у смертного одра, на котором простерто тело умершей Богоматери. Апостолы, жены-мироносицы, первые святители Новозаветной церкви собрались вместе, чтобы проводить в последний путь ту, которая подарила миру Спасителя.
Икона Божией Матери «Казанская»
Икона Божией Матери «Казанская» относится по иконографии к типу “Одигитрия” (Путеводительница). Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в XVII веке. В России почитают три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери.
Первая – это явленный в Казани первообраз, хранившийся там в Богородичном монастыре до начала 20 века. В 1904 году монастырь был разорён, а икона была украдена.
Вторая икона Казанской Богоматери – это список, присланный в своё время Ивану Грозному. Эта икона находилась в Москве до 1721 года, когда Пётр Первый перенёс её в Санкт-Петербург, где она первоначально была поставлена в небольшой каменной церкви на Васильевском острове, а затем передана в Александро-Невскую лавру. В день освящения Казанского собора 15 сентября 1811 года сюда была перенесена Казанская икона Божией Матери и поставлена в иконостасе по левую сторону от царских врат
Третья чудотворная икона Казанской Богоматери – это список, присланный патриархом Гермогеном в ополчение. Этот образ принадлежал князю Пожарскому. Ныне он хранится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.
Кроме этих трёх главных икон Казанской Божией Матери существовало и существует множество её чудотворных списков, что свидетельствует об особом почитании этой святыни.
Кресты напрестольные
Кресты играют важную роль в повседневном церковном обиходе. Ими, лежащими на престоле, священники благословляют паству, освящают воду.
Близость художественного оформления двух крестов, относящихся к первой половине XIX в., позволяет предположить единый их первоисточник (несмотря на различия в маркировке серебра). Лицевые стороны крестов часто украшались вставными эмалями. В сочетании с серебряной чеканкой и стразами ростовская (?) финифть своим многоцветьем усиливала декоративный эффект.
3-крест киотный;
Гуслицкий меднолитой крест, именуемый в старообрядческой среде «малым патриаршим распятием», представляет собой сложную композицию, состоящую из «киотного креста с изображением Распятия с предстоящими. С двух сторон от Распятия на вертикальных полосах («полотенцах») помещены фигуры Богоматери и Св.Марии, Иоанна Богослова и Сотника Лонгина. Подобные кресты с «полотенцами» появились в старообрядческом медном литье как особый тип моленных крестов и получили название «киотных».
Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»
Существует несколько типов икон, посвящённых появлению на свет Девы Марии и Её младенческим годам. Главная особенность этих образов – их лирический характер.
Самые старые из сохранившихся икон или фресок Рождества Богородицы относятся к одиннадцатому веку. Из них наиболее известной является фреска в Киевском Софийском соборе.
В России и на Украине особо почитается чудотворная Глинская икона Рождества Богородицы. Её явление произошло в шестнадцатом веке в Сумском крае. Икону нашли бортники, собиравшие мёд диких пчёл. Образ стоял на сосне. Когда икону сняли с дерева, из-под его корней забил родник. Вскоре на этом месте возникла Глинская пустынь. Своё название она получила по имени княжеского рода, владевшего этими землями. По молитве Богородице перед Её образом не раз происходили исцеления. В тысяча девятьсот двадцать втором году монастырь был закрыт, икону скрыли верующие, но след её затерялся. Обитель возрождается из руин, её вновь открыли для верующих в конце девяностых годов. Предание гласит, что чудотворная Глинская икона Рождества Богородицы вновь явится людям, когда расцветёт духовная жизнь Глинского монастыря.
Деисус
Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Многофигурный деисус может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих наших заступников. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. На формирование данной иконографии оказала влияние литургия.
Деисус, расположенный в экспозиции, размещался, по всей вероятности, в небольшом иконостасе храма в Болхове. Это письмо Калужских мастеров. Данная композиция восходит к прорисям Симона Ушакова
Икона «Никола Можайский»
Этот иконографический тип, созданный на русской почве, был вдохновлен конкретными историческими событиями. Несмотря на канонический запрет делать скульптурные изображения святых, именно резной деревянный Никола занял место на Никольских воротах Можайска, охраняя город от врагов. Объемный образ святого стал особенно популярным в северных областях России. Распространен он и в иконописи.
Никола, защитивший город от татар в 1302 г., остался в народной памяти как национальный герой. Отличительные атрибуты — меч и образ города Можайска — придают фигуре свойства геральдического символа. Ощутимая статуарность изображения напоминает о его первоисточнике — монументальной деревянной полихромной скульптуре. На иконах Никола Можайский нередко изображается в киотообразном обрамлении.
Покровцы (в рамах)
Покровец литургический (церковный).
Сюжет: в среднике «Се Агнец»; на поляx xерувимы и серафимы, в углаx евангелисты.
Вышит младенец Христос на дискосе под звездицей. Слева и справа — два склонившихся ангела с рипидами. Под звездицей изображен голубь, в верхней части средника — сегмент «неба» с поясной фигурой благословляющего Саваофа, в углах каймы — херувимы и серафимы.
Шитье преимущественно прядеными золотными и серебряными нитями «в прикреп» (швы: «перышки», «клопчик», «косой ряд», «ягодка», «городок»/, детали выполнены шелковыми нитями «на проем».
Покровцы (хоругви), по преданию, были вышиты сестрами монастыря, расположенного в Орловской губернии.
Икона «Живоносный источник»
В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери «Живоносный источник». Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца в середине V века у источника недалеко от Константинополя.
Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника.
После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.
В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления).
Первоначально икона «Живоносный источник» передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.
Икона «Преображение Господне с престольными праздниками»
Эта редкая композиция многочастной иконы посвящена престолам Болховских церквей. Миниатюрные клейма Болховской иконы объединены вокруг главного церковного события «Сошествие во ад», выделенного двойным размером, чем наглядно выявляется смысл искупительной Жертвы. Первый «круг» – двунадесятые праздники – начинается с образа «Рождества Богоматери» в верхнем левом углу и завершается «Крестовоздвижением». Остальные клейма соответствуют всем престолам двадцати церквей Болхова (городских и монастырских), которые объединены в блоки-разделы, с надписанием каждого храма, что образует тематические ансамбли. Учитывая, что кроме престольных праздников, в композицию включены образы отдельных святых, предположим, что в композицию были введены почитаемые иконы. Подобно тому, как житийные клейма на иконах святых начинают рассматривать с верхнего левого клейма, на Болховской иконе в том месте изображены шесть престолов городского Преображенского собора.
Икона выполнена в живописном стиле, ориентированном на позднюю академическую традицию середины XIX в. Её колористическое построение монохромно, цвета приближены к коричневому, немного разбелены.
Икона «Богоматерь Балыкинская»
Этот иконографический тип, получивший большое распространение на Украине, был, несомненно, создан под воздействием Западноевропейских образцов. Почитание иконы начинается в 1711 г. По старым источникам, чтимый образ находился в селе Балыкино Стародубского уезда.
Празднование иконе 13 июля н.ст.
По преданию икона находилась в доме пана Дульского, который во время шведской войны, когда шведы шли мимо Стародуба, заметил появление на иконе слёз из глаз Божией Матери. Это произошло в 1709 году. После этого пан Дульский дал обет поставить икону в храм, который тогда строился. Он долго медлил с передачей иконы, но после явления ему во сне Богородицы передал образ в бедный Балыкинский приход. Это произошло в 4 августа 1711 года.
Икона была написана на холсте, приклеенном на доску. Икона относится к типу Умиление, голова Богородицы украшена диадемой, взгляд её направлен на младенца Христа, лежащего на её коленях. На серебряном вызолоченном окладе имеется надпись: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена».
Список Балыкинской иконы в 1712 году был подарен Свято-Введенскому женскому монастырю в Орле Тобольским митрополитом Иоанном (Максимовичем). Данный список является одной из наиболее почитаемых святынь Орловщины.
Икона «Исцеление болезней»
Образ происходит из купеческого собрания. Купцы очень любили иконы в стиле Ярославля. Это старообрядческая икона. Образ написан на золоте, украшен цировкой и тиснением.
На иконе изображена Богоматерь с Богомладенцем. По обе стороны изображены святые, которые покровительствуют исцелению от болезней. Старообрядцы, которые написали эту икону, по всей видимости, ориентировались на текстовые целебники, в которых эти святые перечислены. Исцеления от иконы происходят и в наше время
Икона «Св. Серафим Саровский»
Канонизация Серафима Саровского состоялась в 1903 г., но почитание великого старца началось значительно раньше. Его иконографические образы стали складываться еще в XIX в. по рисункам и портретам художников, видевших его, или по описаниям очевидцев. На экспонируемой иконе Серафим изображен без нимба, что свидетельствует о создании образа еще до официального признания святости старца.
Память преподобного Серафима отмечается 1 августа н.ст.
Напрестольное Евангелие
Напрестольное Евангелие — непременный атрибут каждого православного храма. Книга, полагаемая на престол в алтаре, символизирует присутствие в храме Бога-Слова. Евангелие постоянно пребывает на престоле и выносится из алтаря священнослужителем лишь для чтения. Чтение отрывка из Евангелия является одной из древнейших церковных традиций и обязательной частью чинопоследования литургии. Момент выноса Евангелия из алтаря для чтения на литургии называется Малый вход.
Напрестольное Евангелие является объектом церковного почитания — к нему прикладываются наряду с напрестольным Крестом и иконами. Для украшения, для того, чтобы придать дополнительное символическое соответствие Евангелия как образа Царя Небесного, а также с целью защиты книги от износа, её обычно помещали в оклад.
Жёсткого требования к оформлению окладов не было. В системе размещения изображений на окладах старались придерживаться формы креста. Наиболее распространённая традиция предусматривала помещать на верхней крышке центральное изображение и четыре угловых. В среднике располагается образ Христа в разных вариантах: «Распятия с предстоящими», «Христа Вседержителя», «Деисуса» (Христос с предстоящими Богородицей и Иоаном Предтечей), «Воскресения Христова» и др.
В наугольниках — дробницы с изображением четырёх евангелистов, часто с их символическими изображениями. Помимо этих обязательных сцен, могли ещё добавлять изображения святых и праздников.
Книга Псалтырь
Псалти́рь – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии.
Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.
В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям (в так называемых прокимнах.) Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири.
По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.
В церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 частей – кафизм, или седальнов, т.е. таких отделений, после которых в древней церкви позволялось сидеть (во время полагавшихся вслед за чтением псалмов объяснений их).
Книга Минея
Мине́я (от греч.μηνιαῖος (миниэос) — месячный), содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различают Минею месячную, Минею праздничную и Минею общую.
Минея месячная содержит службы святых праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев.
Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святых (например, мученику, святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память святого, отдельной службы которому нет.
Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников: двунадесятых и некоторых других.
Книга Акафистник
Богослужебная книга, содержащая по преимуществу акафисты Спасителю, Божией Матери и отдельным праздникам в память событий из земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, чудесно явленным иконам (Владимирской, Казанской и др. иконам Божией Матери), а также акафисты святителю Николаю Чудотворцу, пророку Иоанну Предтече и другим святым.
Первое печатное издание акафистника, содержащее седмичные акафисты, было осуществлено около 1522 г. в Вильне белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной. Многие издания акафистников, в особенности с конца XVII в., представляют высокие образцы книгопечатного искусства, богато украшенные гравюрами и орнаментикой в стиле барокко.
Колокол
Русь заимствовала колокола из Европы, где они вошли в употребление уже с VII в., а в Византии – с IX в. Первое упоминание о колоколах на Руси находится в III Новгородской летописи под 1066 г. Единственным способом звона в этот период для Европы, Византии и Руси было раскачивание колокола. В богослужебных книгах колокол называется кампа́н, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов. До появления колоколов в монастырях для созыва братии на молитву широко употреблялись деревянные, железные, медные, даже каменные би́ла и клепа́ла.
По своей внешней форме колокол – не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы «изливаются» звуки, несущие в себе благодать Божию.
Существуют три способа извлечения звука из колоколов:
- Встряхивая или качая колокол. Это самый древний звон, производимый раскачиванием колокола при свободном положении языка.
- Ударяя по нему молотом или колотушкой. В богослужении почти не используется, поскольку звукоизвлечение осуществляется посредством удара молотом от механического привода.
- Ударяя языком в край колокола. Редко употребляемый в мировой практике звон в колокол посредством раскачивания языка при неподвижном положении колокола. Этот вид звона получил распространение на Руси, особенно во второй половине XVII – начале XVIII вв. Считалось, что этот вид звона в колокол существовал лишь в нашей стране.
Каждый из трех описанных способов требует для производства звона особых приспособлений, развески и расстановки колоколов, особой конструкции звонничных проемов и даже определяет характер колокольных сооружений.
Потир – чаша для Причастия Xристовыx Тайн
Потир — сосуд, в котором приготовляется для таинства Евхаристии смешанное с водой вино. Из него происходит причащение мирян. Будучи наряду с дискосом одним из самых необходимых предметов на Литургии, Потир был известен в качестве евхаристической утвари еще в апостольские времена. Поначалу он делался по большей части из дерева, как материала более доступного и легко обрабатываемого, но мог быть и из серебра или золота. Довольно употребительными были в Древней Церкви потиры, сделанные из стекла, «как по чистоте и прозрачности, так и по дешевизне».
На Чаше, по свидетельству Тертуллиана, мог быть изображаем Спаситель в виде Пастыря с овцой на плечах – одно из самых распространенных в Древней Церкви символических изображений Иисуса Христа. Сейчас на стороне, считающейся лицевой, находится изображение Спасителя, по боковым сторонам – изображение Богоматери и святого Иоанна Богослова, а на задней – святой крест.
Евангельским основанием для использования специальной чаши для Причастия на богослужении является отрывок Мф.26:26:
«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все».
Отделка чаши типична для эпохи русского классицизма.
Потир, как правило, хранится в алтаре на жертвеннике или в специальном шкафчике (сейфе) для богослужебных сосудов в алтаре или в ризнице.
Звездица. Россия. XIX в.
Звездица представляет собой две металлических крестообразно расположенных дуги. Начало употребления Звездицы на Литургии связывают с именем св. Иоанна Златоуста, который ввел ее для указания середины Дискоса, на который она и полагается, и для предохранения Св. Агнца и частиц от какого-либо неосторожного случайного прикосновения.
Само название «Звездица» указывает на тот символ, которым она является: она изображает Вифлеемскую звезду, благодаря которой пришли поклониться Богомладенцу волхвы с Востока: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф.2:1–2).
Облачение протоиерея
Фело́нь – богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья
Епитрахи́ль (греч. επιτραχηλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.
Первоначально епитрахилью был диаконский орарь, который в знак сугубых (в сравнении с диаконом) благодатных дарований при хиротонии диакона в иерея перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять пуговицами.
Епитрахиль надевается поверх подризника (в полном облачении) или рясы (в малом облачении). Символизирует благодатные дарования иерея как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и епископ не могут священнодействовать. Спереди на епитрахили нашиваются три пары крестов на обеих его половинах. Это символизирует, что иерей может совершать шесть церковных таинств, седьмой крест нашивается на той части епитрахили, что находится на шее, это символизирует, что священник принял своё священство от епископа и подвластен ему, а также то, что он несёт на себе бремя служения Христу.