Фотография Михаила Александровича. Фонды Орловского краеведческого музея

Фотография Михаила Александровича. Фонды Орловского краеведческого музея

В фондах Орловского краеведческого музея хранится уникальная фотография Его Императорского Высочества Государя Наследника и Великого Князя Михаила Александровича в полевом наряде царевича XVII века. Фотография Л.С. Левицкого. 1903г.

11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля — грандиозный костюмированный бал, знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в роскошных костюмах «допетровского времени». Этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего из рода Романовых.

11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Потом состоялся концерт в Эрмитажном театре. После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. К изготовлению костюмов подошли с размахом и исторической точностью. Их эскизы делал художник Сергей Сергеевич Соломко, известный своими историческими акварелями и книжными иллюстрациями. Привлекались консультанты, которые подсказывали, какой выбрать фасон и применять материал, какие аксессуары использовать. Из Оружейной палаты были выписаны подлинные предметы XVII века в количестве 38 штук.

Так, например, Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.

По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Александр, Ренца и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержавшего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов. Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении.

Колода «Русский стиль». Фонды Орловского краеведческого музея

В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр на основе костюмов «Бала 1903» года были созданы рисунки героев для колоды карт. Такая колода получила название «Русский стиль».
Впоследствии фигуры перерисовывались для более современной офсетной печати.