Прялка. Фонды Орловского краеведческого музея

Прялка. Фонды Орловского краеведческого музея

Прялка – приспособление для прикрепления льняного волокна или шерсти при прядении. Прялки представляли собой конструкцию, состоящую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Они могли быть цельными, т.е. их лопасть, ножка и донце были вырезаны из целого массива дерева (ствола с корнем), или составными, когда ножка прялки вставлялась в донце. 

Прялки изготавливали из ели, берёзы, липы, осины, дуба, клёна, ясеня. Предпочтение отдавали древесине ели и берёзы. Лопасти прялок придавали различную форму – гребня, вилки, лопаты. Прялки с лопастью в виде вилки, рогульки, известные в южных губерниях Европейской России, применяли при прядении шерсти. Приспособление с лопастью в виде гребня были распространены в центральных и ряде других губерний России. Их использовали также для чесания шерсти, льняного и конопляного волокна. Лопатообразные прялки были распространены по всей России и в зависимости от местной традиции лопасти различали по размерам и пропорциям.

Русская прялка была приспособлена для работы сидя. Женщина садилась на донце прялки, прижимая его к лавке. Кудель на лопасти закреплялась металлической спицей с бечёвкой. Спица вставлялась в имевшееся в лопасти прялки круглое отверстие, а бечёвка, обматывалась несколько раз вокруг лопасти с куделью. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха держала кудель, правой приводила веретено во вращение и скручивала волокно в нить.

Прядение было достаточно тяжёлым и длительным процессом: 16 кг кудели опытная пряха выпрядала за 955 часов (это 40 суток непрерывной работы). Пряли обычно все женщины семьи. Прядение начиналось во время Филиппова (Рождественского) поста и продолжалось, с небольшим перерывом во время Святок, до Масленицы.

Девушки обычно пряли на посиделках, собираясь все вместе в специально нанятой для этого избе. На посиделки приходили парни, которые наблюдали за работой девушек. Это нашло своё отражение в частушке:

Вот те прялка, вот те лён
Вот те сорок веретён,
Ты сиди попрядывай,
На меня поглядывай!

По обычаю, распространённому в русских деревнях, прялку девушке должен был подарить её отец, дед или брат. Свою первую прялку девочка получала в 6-7 лет, когда мать решала, что дочка «вошла в разум», т.е. вышла из младенческого возраста. Прялки старались сделать красивыми, приятными для тех, кто работает с ними. Часто их декорировали резьбой и росписью, но применяли и инкрустацию морёным дубом, соломой.

Прялку в русской деревне воспринимали как символ девушки. Поэтому и рисунки на прялках зачастую рассказывали о девичестве как о счастливой поре жизни. В то же время многие сюжеты росписи на прялках, особенно северодвинских, носили явно нравоучительный характер. Они передавали в образной форме те правила, которым должны следовать в своей жизни достойные девушки и «добрые жёны».