Судбищенская битва 1555 года и последние находки археологов на Орловщине
В начале мая 2021 года в орловских, а затем и в федеральных новостях прошла информация, что подводные поисковики орловского дайвинг клуба подводного плавания «ДивО» обнаружили в Новодеревеньковском районе Орловской области на дне и берегу реки Гоголь (неподалёку от границ с Тульской областью) фрагменты средневекового вооружения – наконечники стрел, копий, части клинкового оружия, элементы конской амуниции…
Приглашённый на место находок профессиональный археолог, научный сотрудник института археологии Российской Академии наук Олег Радюш, который руководит исследовательскими археологическими работами на месте реконструкции Мариинского (Красного) моста в Орле, подтвердил предположение, что, вполне возможно, найдено место сражения периода царствования Ивана IV (Грозного), известного как Судбищенская битва.
Середина XVI века… Молодой правитель Русского государства Иван Васильевич, буквально несколько лет назад стал Царём Всея Руси. Начав проводить активную внешнюю политику, он захотел решить проблему восточных границ своего государства.
Россию в большинстве периодов её истории окружали недружественные государства – с запада правители Европейских стран, с востока и юга ханы некогда огромной Монгольской империи, превратившиеся, в результате многолетних междоусобиц в несколько отдельных образований. Казанское Астраханское, Сибирское, а также Крымское ханства, Ногайская орда нередко враждовали между собой. Они постоянно совершали набеги не только друг на друга, меняя правителей, но также и на земли Русского государства, грабя, убивая и уводя в рабство жителей не только приграничных городов, сёл и деревень, но и даже прорываясь в центральные земли России, сжигая дома и оставляя за собой кровавый след.
Для защиты своих рубежей Царь Иван Васильевич в начале 1550-х годов совершает ряд походов, завершившихся присоединением земель Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств. Угроза нападений с востока и Поволжья была ликвидирована.
Однако основная проблема была у Руси с юга. Крымские ханы, рассматривая своё государство как наследника и правопреемника Золотой Орды, именовали себя ханами Великой Орды. Вплоть до конца XVII века Русское государство подвергалось практически постоянным набегам южных соседей.
В июне 1552 года, когда русское войско собиралось отправиться для завоевания Казани, Крымский хан Девлет I Гирей совершил набег своим войском на русские земли, произвёл осаду и штурм Тулы. Это был первый поход Девлет Гирея на Русь, он имел целью воспрепятствовать казанскому походу Ивана Васильевича. Крымский хан сам имел виды на Казанское ханство, мечтая поставить управлять им одного из своих родственников.
Девлет Гирей получил от турецкого султана современную артиллерию, которой до этого у татар не было. Кроме этого, татарской орде были приданы отряды турецких янычар, специально обученных и подготовленных для захвата инженерных сооружений и укреплённых городов.
Внезапного нападения на русские земли у неприятеля не получилось, 19 июня Царю Ивану Васильевичу сообщили, что крымские татары уже вторглись в русские земли и идут разорять окрестности Рязани и Коломны. Было решено встретить татар под Коломной. Узнав, что русское войско ждёт его, Девлет Гирей решил не испытывать судьбу и ограничиться захватом и грабежом земель в окрестностях Тулы. Осада Тулы татарами продолжалась с 21 по 23 июня, однако закончилась безрезультатно, несмотря на предпринятый интенсивный штурм стен крепости, поддержанный интенсивным обстрелом из пушек и пищалей. Однако, узнав, что приближается основное войско русского царя, Девлет Гирей в спешке отступил, оставив в руках защитников города практически всю свою артиллерию и обоз. Осада и штурм Тулы были неудачны в том числе и потому, что многие руководители отрядов (мурзы) войска крымского хана увели своих людей в набеги на окрестные селения для грабежа и захвата рабов.
Разбив под стенами Тулы оказавшихся брошенными разрозненные части татарского войска, которые занимались разбоем, мародёрством и разорением близлежащих деревень, царские полки отправились в погоню за крымской ордой, расправляясь с отстающими отрядами. На берегах реки Шиворонь русское войско под командованием князей Щенятева и Андрея Курбского настигло противника и навязало бой орде Девлет Гирея.
В результате скоротечной, но кровопролитной схватки, крымские отряды были полностью разгромлены русскими полками, Девлет Гирей был вынужден бежать в степи с остатками своей орды, бросив обозы с награбленной добычей и военным имуществом. Большое число татар было взято в плен. Также удалось освободить всех русских пленников, уведённых татарами для продажи в рабство.
Победа русского войска в битве на реке Шиворонь остановила вторжение Девлет Гирея, после которого татары ещё три года не предпринимали крупных набегов на Русь, вплоть до 1555 года.
Иван Грозный начал укреплять слабые места в обороне тульских и рязанских засек, увеличивая военное присутствие на южных границах Русского царства. В 1553 году на берегах реки Шиворонь, неподалёку от места битвы, по приказу Ивана Грозного был заново восстановлен город Дедилов, уничтоженный ещё во времена татаро-монгольского нашествия XIII века. Там был размещён гарнизон из регулярного войска и построена деревянная крепость, окружённая рвом. Город вошёл в оборонительную линию пограничных крепостей Русского царства. Весной 1553 года в рязанских землях «на шацких воротах» была построена крепость Шацк, а с 1555 года в составе крепостей засечной черты в разрядных книгах появляется упоминание крепости Болхов и начинается её строительство воеводой Михаилом Петровичем Репниным…
Весной 1555 года, Девлет Гирей, при планировании нового похода на русские земли, решил прибегнуть к хитрости: с большим войском направился в поход на пятигорских черкесов, которые являлись союзниками Ивана Васильевича, приняв покровительство русского Царя. Информация о походе крымских татар на своих союзников, Царь Иван Васильевич приказал воеводе Ивану Шереметеву выступить с войском из Белёва по Муравскому шляху к крепости Перекоп. Нападение войска Шереметева на татарские земли, должно было отвлечь хана от похода и заставить его возвратиться в Крым. В июне тринадцатитысячное русское войско вышло из Белёва в поход на Крым, двигаясь через города Чернь и Ливны на юг. Войско, по существовавшему тогда на Руси обычаю, было разделено на три полка. Большим командовал сам старший воевода боярин Иван Васильевич Шереметев вместе с окольничьим Львом Андреевичем Салтыковым. Передовой полк под руководством одного из приближённых Царя Ивана Васильевича Алексея Даниловича Басманова (в будущем одного из создателей и руководителей опричнины) и Бахтеяра Зюзина двигался впереди русского войска. Сторожевой полк, предназначенный для охраны тылов главных сил, вели воевода Дмитрий Михайлович Плещеев и Стефан Сидоров.
Достигнув Изюмского кургана, Девлет Гирей со своим войском, насчитывающим свыше шестидесяти тысяч человек, переправился через реку Северский Донец и, резко сменив направление своего движения, устремился по Изюмскому шляху на север в направлении на Тулу. Кроме своего войска, как и за три года до этого, крымский хан получил от турецкого султана пушки и отряды янычар для штурма русских крепостей. Несмотря на предпринятые усилия по скрытности своего передвижения и затеянной хитрости, татарская переправа через Северский Донец была обнаружена передовыми разведывательными отрядами Шереметева. Он, отправив нарочного для уведомления царя, быстрыми переходами направился вслед за ханским войском к Туле. Царь Иван Васильевич, узнав о вторжении крымского хана в русские земли, незамедлительно выступил навстречу неприятелю с войском из Москвы к Коломне, где уже стоял большой отряд под командованием князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. Из Коломны русские полки отправились на Каширу, где, переправившись через Оку, быстрыми переходами двинулись к Туле. Информация о движении на Тулу русских отрядов сразу с двух сторон быстро достигла Девлет Гирея. Спасаясь от нависшей угрозы одновременных ударов, крымский хан незамедлительно повернул свою орду назад, однако внезапно столкнулся с передовым отрядом войска боярина Шереметьева у села Судбищи (Сторожевая) на реке Любовша. (Судбищи известны с середины XVI века как сторожевая застава на пересечении Муравского шляха и большой дороги из Новосиля в Ефремов). Не желая вступать в сражение, дабы не завязнуть в схватке с русскими и не попасть под удар основного войска Царя Ивана, хан, не вступая в сражение, быстро двинулся на юг, бросив большой обоз. Захваченные ценности татарского обоза Шереметев вместе с почти половиной своего отряда отправил под защиту укреплений городов Мценска и Рязани.
Тем временем, крымский хан узнал от двух пленённых русских воинов о количестве войска у Шереметева, и что часть была отправлена на сопровождение обоза, на следующее утро, 24 июня (3 июля) 1555 года, развернув все отряды своей конницы, атаковал русское войско, намереваясь уничтожить и захватить в плен весь отряд. Девлет Гирей надеялся на быстрый успех, имея многократное превосходство над семитысячным русским воинством. Однако воевода Шереметев не стал спасаться бегством, прикрывая отходившие с захваченным татарским обозом отряды. Атакующий передовой полк татар был остановлен и понёс серьёзные потери. Было захвачено знамя ширинских татар. Однако в этой схватке Иван Шереметьев был серьёзно ранен.
Немногочисленное, по сравнению с наступающими конными отрядами татар русское войско не выдержало напора, смешалось и побежало. Но воевода Алексей Басманов и Стефан Сидоров сумели остановить значительную часть бегущих русских воинов, организовав в дубраве и буераке (на косогоре), там, где располагался обоз русского отряда, который превратился в крепость на колёсах. Организовав круговую оборону практически неприступную оборону, русские воеводы приказали делать засеки из деревьев, растущих поблизости. Срубленные деревья, вместе со специальным оружием против кавалерии – «чесноком» (металлические многогранные шипы, впивавшиеся в копыта лошадей) сыграли значительную роль в обороне двухтысячного русского отряда. Раненых перенесли внутрь обоза, прикрыв их за телегами. Трижды ханская конница штурмовала созданное русскими укрепление, но был успешно отражён. Пешие воины, лучники и тогда ещё немногочисленные стрельцы, появившиеся в русском войске только за пять лет до этого, смогли отбить все атаки неприятеля.
Опасаясь появления поблизости главного войска русских во главе с самим Иваном Грозным, Девлет Гирей повернул своё войско и увёл его на юг в степи.
Турецкие летописные источники XVI века сообщают: «Некто безбожный, неверный, который по своей кабаньей отважности, собачьему бешенству, называемый Шеремед, со своими чертями-собратьями облил головы правоверных железным дождём и помёл огненными мётлами свинца».
Почти двухдневное сражение 24–25 июня (3-4 июля) 1555 года немногочисленного русского отряда против почти в 10 раз превосходившего его татарского конного войска не позволило Девлет Гирею уничтожить его и продолжать свой набег на русские земли.
Когда слухи о сражении отряда воеводы Ивана Шереметева со всем крымским войском достигли Царя Ивана Васильевича, они были малоутешительными. Думали, что Шереметев разбит, а многочисленная конница хана Девлет Гирея идёт в направлении на Москву. Были разные варианты, что делать дальше. Царь принял решение идти в Тулу. Туда же вскоре прибыл вместе с немногочисленными оставшимися в живых воинами своего отряда раненый боярин Иван Васильевич Шереметев. Русский Царь наградил всех участников этого отчаянного, почти невозможного по соотношению сил сражения, в котором погибли примерно пять тысяч русских воинов, уничтоживших втрое больше врагов.
Угроза татарского нашествия на южные русские земли на несколько лет была снята. Уже в следующем, 1556 году уже русские отряды сами совершили ряд набегов на владения крымского хана.
Только через три года, в 1558 году, уже стотысячное крымское войско попыталось вторгнуться в южные приделы Московского Царства, но, узнав о двигавшемся ему навстречу русском войске, предпочло ретироваться в степи.
Только в мае – июле 1562 года Девлет Гирей предпринял новый поход на южнорусские земли. 15-тысячное татарское войско разорило окрестности Мценска, Одоева, Новосиля, Болхова, Черни и Белёва.
Набеги крымских татар стали ежегодными…
Весной следующего 1563 года сыновья крымского хана Мехмед и Адиль Гиреи, возглавили очередной набег сравнительно небольшого десятитысячного отряда на пограничные московские владения, разорив дедиловские, пронские и рязанские земли.
В октябре 1564 года Девлет Гирей производит новое нападение на южнорусские владения. Шестидесятитысячное крымское войско под предводительством самого хана и двух его сыновей напало на Рязанские земли, осадив саму Рязань. Русским гарнизоном все приступы неприятеля были отбиты. Враги серьёзно разорили и опустошили рязанские окрестности, но уже через шесть дней они отступили в степи.
Осенью 1565 года Девлет Гирей с небольшим войском снова напал на южнорусские земли, осадив 9 октября Болховскую крепость, но в тот же день при приближении русских полков ночью спешно бежал в степи.
Татары проявляли «смелость» только при встрече с мирнуми жителями или слабо вооружёнными и малочисленными отрядами, предпочитая грабить и убивать жителей неукреплённых русских селений. Любая информация о приближающемся русском войске побуждало их к быстрому отступлению и бегству…
Русское государство постоянно продолжало усиление своих южных границ, создавая новые укреплённые пункты и закладывая города.
Никоновская летопись 1566 года: «Того же лета повелением государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси поставлен бысть город на поли на реке Орлее»…
Сотрудники Орловского краеведческого музея в 2008 году проводили археологическую разведку, пытаясь найти место сражения русского войска, под командованием Ивана Шереметьева против татарской орды Девлет Гирея. Произведённый поиск была безрезультатным. Видно тогда ещё не наступило необходимое время…
Находки, сделанные археологами в 2021 году и грядущие полномасштабные раскопки, запланированные на предполагаемом месте одного из известных сражений в русской средневековой истории, позволят подробнее узнать о том, что конкретно происходило у села Судбищи 24-25 июня 1555 года…