В Орловском краеведческом музее хранятся бесценные исторические реликвии. Среди них особое место занимают комсомольские билеты. Обложки многих потемнели от времени, пробиты фашистскими пулями, залиты кровью.
Первые членские билеты и удостоверения членов союзов рабочей и крестьянской молодежи появились летом 1917 года. В первые годы советской власти не сразу удалось установить единообразие документов. Например, билет Московских комсомольцев представлял собой книжечку с буквами «РКСМ» по диагонали. Номер записывали при выдаче билета. На внутренних страницах были напечатаны выдержки из речи на III Съезде РКСМ, помещены «Календарь юношеского движения», параграфы Устава РКСМ о долге комсомольца, его роли и месте в новом обществе.
В последующем вид бланков комсомольских билетов менялся неоднократно и только в феврале 1929 года ЦК ВЛКСМ предусмотрел введение единого комсомольского билета с всесоюзной нумерацией. Обмен производился после тщательной подготовки в 1932 году. Новые билеты получили 3 млн. комсомольцев. Они изготавливались теперь только в Москве, нумерация была единой и впечатывалась прямо в билет.
В 1938 году проходил очередной обмен комсомольских документов. На обложке стального цвета был помещен силуэт В.И. Ленина. На титульном листе изображены ордена Красного Знамени и Трудового Красного Знамени, которыми комсомол наградили в 1931 году. Этот билет отличался большой строгостью оформления. В нем были графы лишь для самых необходимых сведений, и впервые отводилось место для фотографии.
В 1939 году обмен билетов завершился во всех организациях ВЛКСМ. Новому членскому билету выпала неповторимая роль в истории комсомола. С ним связаны около трех лет довоенного ударного труда, с ним комсомольцы совершали подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Особое место в коллекции музея занимает комсомольский билет, участника освобождения орловской земли, Капаницына Евгения Марковича 1920 года рождения. Билет частично обгорел, а на одной из страниц надпись, выгоревшая от времени: «Сгорел в танке, дрался до последнего патрона. Орловско-Курское направление».