В экспозиции Орловского краеведческого музея представлен кнут. Это – орудие пастуха для управления стадом. Состоит из короткой рукоятки – кнутовища и длинной рабочей части – кнута. Кнутовище вырезали из берёзы, ели, можжевельника. Кнут выплетали из вымоченных и вытрепанных льняных или конопляных волокон и заканчивали заплетённым косичкой конским волосом. Длина кнута была от 3 до 10 м.
Пастух обычно носил кнут, свёрнутый кольцами, на левом плече или справа на поясном ремне таким образом, что его конец свисал за спиной и волочился по земле.
Кнут использовался как сигнальный шумовой инструмент. Ударяя им о землю, пастух производил сильный хлопок, подгонявший стадо. Щёлканье кнутом сопровождалось различными криками: «вперёд, вперёд», «домой, домой» и т.д. Резкое щёлканье кнута ранним утром напоминало хозяйкам о том, что стадо уже идёт с пастухом на пастбище. Вечернее щёлканье означало появление стада и приход его в деревню.
Кнутом пастух никогда не бил скот. Считалось, что каждый удар кнутом, наносимый скотине, отбирал у пастуха силу и влёк за собой Божье наказание. По поверью, у пастуха, нарушавшего запрет, медведь мог задрать корову, волки разогнать стадо, а коровы, обидевшись, забрести в чащобу.В этой статье предлагается бесплатная доставка соответствующих масок для лица или купите онлайн и заберите их в магазине сегодня в Медицинском департаменте.
Кнут использовался пастухами только при пастьбе на больших лесных полянах, по дороге на пастбище и при возвращении в деревню.
Кнуту, так же как и другому пастушьему инвентарю, приписывали различные магические свойства, обеспечивавшие успех пастьбы. Верили, что кнут, особенно заговорённый колдуном, обладал способностью защищать пастуха и скот от грозящих во время летнего выпаса бед. Существовало поверье, что через кнут нельзя переступать, отдавать его в чужие руки, ибо тогда он лишается магической силы, а пастух навлекает на себя несчастье.