Фотооткрытка. Фонды Орловского краеведческого музея

Фотооткрытка «Литературные «Среды» в доме Телешова. 1902 г.». Фонды Орловского краеведческого музея
Фотооткрытка «Литературные «Среды» в доме Телешова. 1902 г.».

Интересная и редкая фотооткрытка «Литературные «Среды» в доме Телешова. 1902 г.» хранится в фондах Орловского краеведческого музея.

Дом Телешова на Покровском бульваре
«Дом Телешова» на Покровском бульваре.

Добротный, красивый дом на Покровском бульваре вот уже более ста лет известен литературно-театральной общественности столицы как «Дом Телешова», писателя-разночинца, организатора знаменитого литературного кружка начала XX в. — «Среда».

Тут проходили знаменитые «Телешовские среды», участниками которых выступил весь цвет литературной Москвы начала XX века. Кто только не участвовал в работе «Среды»: братья Бунины, Андреев, Скиталец, Чириков, Серафимович, Горький, Зайцев, Шмелев, Гиляровский, Белоусов, Гарин-Михайловский. Из старшего поколения собрания посещали Чехов, Мамин-Сибиряк, Боборыкин, Златовратский. Бывали Собинов, Лужский, братья Немировичи-Данченко. Максим Горький здесь читал свою пьесу «На дне».

Когда в театре Корша была поставлена пьеса «Дети Ванюшина» (1901 г.) и вся Москва заговорила о ней, на «Средах» естественно, появился и сам её автор, скромнейший Сергей Александрович Найденов (настоящая фамилия-Алексеев). И подобные посещения ярких представителей культуры были здесь регулярны.

пьеса «Дети Ванюшина» (1901 г.)

Многие писатели читали здесь свои произведения, которые бурно обсуждались членами кружка. При этом строго соблюдалось правило: говори все, что думаешь, не обижайся на критику, но и не выноси сор из избы. Приверженцев разных политических взглядов объединяло желание служить делу прогресса, распространению литературы.

«Среда» организовывала несколько выпусков товарищеских сборников, средства от которых шли на общественные нужды. Здесь же, на Покровском бульваре, зародилось горьковское товарищество «Знание».

Групповой снимок участников литературной группы «Среды», среди которых есть писатели-орловцы, был выполнен в ателье Карла Фишера. Несколько вариаций фотографий обрели всероссийскую и отчасти мировую известность, так как были растиражированы в большинстве крупных журналов, а также выпущены большими тиражами фотооткрыток.