Свадебное платье Марии Лутовой. Фонды Орловского краеведческого музея

Свадебное платье Марии ЛутовойВ коллекционном зале Орловского краеведческого музея представлено свадебное платье 1890 года, принадлежавшее мещанке г. Орла Марии Лутовой. Долгое время в России белое платье не рассматривалось как свадебное. Белый цвет считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Надев белое платье, девушка уходила в монастырь. Основным свадебным цветом Древней Руси был красный. Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Основное отличие свадебного наряда от повседневного было, прежде всего, в отделке. Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. В украшении наряда также использовались жемчуга, бисер, золотые нити, меха, драгоценные камни. Чем обеспеченней была семья невесты, тем богаче был расшит сарафан. Работа по изготовлению такого свадебного наряда была длительной и кропотливой. Невеста вышивала узоры собственноручно. Таким образом, она демонстрировала будущему супругу свое мастерство.

В начале XVIII века Петр I издал указ, согласно которому все должны следовать европейской моде. Российская аристократия стала перенимать опыт Европы, в том числе стали популярны свадебные платья белого цвета. Хотя в русских деревнях девушки еще очень долго продолжали надевать на свадьбу привычные наряды красного цвета.
После революции 1917 года было отменено церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения молодожены приходили в повседневной одежде. Считалось даже неприличным надевать на свадьбу праздничное платье. И лишь с конца 60-х годов мода на свадебные платья стала возвращаться.

После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров, среди них были и свадебные платья. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты, как зарубежного производства, так и отечественного.

Оглавление