Картина “Девушка и сокол”. Фонды Орловского краеведческого музея

Картина "Девушка и сокол"

В экспозиции Орловского краеведческого музея среди множества различных предметов представлена вышитая бисером картина “Девушка и сокол”. Это произведение декоративно-прикладного искусства донесло до наших дней изысканный мир русской усадьбы первой половины 19 века. Посетители с интересом подолгу вглядываются в старинное изображение, удивляясь изяществу вещей, казалось бы, давно забытых и вышедших из моды.

Прелестные вещицы из бисера, хранящиеся в фондах Орловского краеведческого музея, занимают достойное место в собрании. Узоры и сюжеты, созданные из крошечных бисеринок, равномерно и правильно нашитых на ткань или соединенных между собой посредством вязания, поражают изяществом форм и тонкостью цветового решения. Бисерные работы отличаются от всех остальных вышитых работ тем, что требуют сосредоточенного внимания, упорства и любви к своему делу, чтобы довести до конца медленную и трудную работу.

В начале 19 века мода на бисерное шитье проникает в убранство интерьера. Появляются вышитые картины, экраны и другие предметы дворянского быта. По времени создания картина «Девушка и сокол» относится к 1830-40-м годам. По сохранившейся легенде – это работа неизвестной крепостной крестьянки, жившей около поселка Чернь Орловской губернии. Она была вышивальщицей и ходила на работу в усадьбу Спасское-Лутовиново. Для нашего современника эта усадьба неразрывно связанна с именем И.С. Тургенева.

На полотне бисер дополнен фрагментами, выполненными разноцветным гарусом, что позволяет передавать светотеневые переходы. Сюжет картины основан на западноевропейской легенде о девушке-соколе и её возлюбленном. На фоне проема окна средневекового замка выполнен поясной портрет юной очаровательной девушки в старинной одежде. Ее голову украшает изящная корона, а на руке, облаченной в перчатку, сидит сокол. Лицо девушки сосредоточено и печально. В окно виден пейзаж – бескрайние поля до самой линии горизонта. Картина очаровывает зрителя, заставляет внимательно вглядеться в лицо девушки. И как всегда хранит в себе тайну.

Специалисты считают, что красивая легенда о работе крепостной крестьянки может не соответствовать действительности, т.к. бисер в то время был очень дорогим материалом, да и рисунок для этой вышивки был также крайне дорогим и должен был быть привезен из Европы. Но это не умаляет достоинства данного произведения. Оно позволяет повернуть время вспять и любоваться красотой созданной терпеливыми и умелыми руками мастериц давно ушедших столетий.

Оглавление