«…Ленты, иголки, булавки, тесьма,
Все, чтоб свести кавалера с ума.
Кружева, шпильки, помада,
Все, что любезнице надо…»
В фондах Орловского краеведческого музея хранится немало прелестных вещиц, принадлежавших орловским красавицам. Одна из них – дамская пудреница. Сколько изящества и простоты в этой небольшой коробочке для хранения пудры. На протяжении столетий белый цвет кожи считался главным признаком женской красоты. Первыми, кто стал наносить пудру, были древние египтяне. Чтобы кожа была светлой, женщины использовал пудру на основе минеральных или растительных компонентов.
Например, в Древней Греции и Риме в ходу были белая глина и свинцовые белила, а на Востоке — рисовая мука тонкого помола. В Европе для изготовления пудры использовалась пшеничная мука. К 17 веку пудру использовали повсеместно не только женщины, но и мужчины. Пудрой придавали лицу аристократическую бледность, маскировали возраст и следы заболеваний. Расход пудры сильно возрос, когда в моду вошли пудреные парики. Пётр Первый привез эту моду из Европы в Россию, где она продержалась почти 100 лет.
Мода на пудру вернулась в начале ХХ века благодаря актрисам театра и кино, которые пудрили лицо, дабы скрыть несовершенства кожи, а простые женщины подражали своим кумирам. В начале ХХ века состав пудры изменился — его основой стал тальк, заменив опасные для здоровья свинцовые белила.