Фонды Орловского краеведческого музея. Обручальное кольцо.

 

В музейное собрание вещи попадают разные. Одни имеют только название, а другие обладают историями, которым позавидуют маститые романисты. Такие истории в музейной среде называют легендами. Специалисты знают их немало. Они передаются из уст в уста, обрастая новыми подробностями, множеством деталей, которые украшают старинные рассказы.

Один из таких предметов хранится в запасниках Орловского краеведческого музея. История эта давняя, уходит корнями в 18 век. Предмет этот – обручальное кольцо. Современная энциклопедия гласит: «обручальное кольцо — кольцо, которое символизирует брачные узы: супруги носят его как знак верности друг другу на безымянном пальце левой или правой руки. Традиция обмениваться обручальными кольцами уходит своими корнями в далёкие времена, когда новобрачные в знак любви дарили друг другу символические обручальные кольца, сплетённые из пеньки или тростника. В наши дни обручальное кольцо не утратило своего первоначального значения. Его круглая форма, не имеющая начала и конца, символизирует бесконечность любви, а благородный металл, из которого традиционно изготавливают обручальные кольца, является символом чистоты и непорочности».

Но интерес представляет не само кольцо, а надпись на нём: «Лисафета 1773 год». Любитель старины, орловец Евгений Григорьев в 2000-е годы написал целый рассказ, который поведал миру историю несчастной любви семнадцатилетней девушки Лисафеты и её суженого Павла. В 1991 году, будучи студентом истфака, он участвовал в раскопках на территории бывшего мужского монастыря. Среди могил священнослужителей археологи наткнулись на одну очень примечательную. Сгнившие доски гроба едва прикрывали человеческий скелет. На пальце было надето золотое кольцо с надписью: «Лисафета 1773 год».

Он провел свое расследование, и по рассказам старожилов Монастырки восстановил эту историю. Именно это кольцо Павел надел любимой в день венчания. Но по воле злой колдуньи, девушка умерла. Надпись на кольце была сделана после её трагической смерти. С ним она была захоронена на кладбище мужского монастыря.

Оканчивается его повествование так:
«P. S. Из описи при раскопках: кольцо из жёлтого металла было передано в краеведческий музей. На месте захоронений священнослужителей поставлены надгробия из гранита. А чуть в стороне стоит одинокая могила. Надпись на граните гласит: «Лисафета 1773 год».

Оглавление