Ожерелок с бубенцами. Фонды Орловского краеведческого музея

Ожерелок с бубенцами

В экспозиции Орловского краеведческого музея в витрине с поддужными колокольчиками экспонируется редкий предмет, давно вышедший из употребления – «Ожерелок с бубенцами». Он представляет собой кожаный, с войлочной прокладкой ремень, на котором закреплены бубенцы. Ремень застёгивался на пряжку и отделывался металлическими украшениями (заклёпки, пряжки). Крепилось от 5 до 15 бубенцов, но чаще всего на ожерелок их нашивалось 7, 9, 11. Самый крупный бубенец размещался в средней части ошейника, под шеей лошади (иногда его заменяли колокольчиком). Бубенец имеет корпус шаровидной формы с прорезями и глазками. Отличается более слабым звуком, чем колокольчик, зато бубенцы можно подбирать по тональности и создавать гармоничное звучание. Их подбирали по звуку таким образом, чтобы при движении лошади раздавался мелодичный звон. Ожерелок с бубенцами использовался в качестве элемента праздничной сбруи, как в сельской местности, так и в городах.

Ожерелки с бубенцами появились в начале XIX века, хотя сами бубенцы были известны ещё задолго до этого. Широкое распространение они получили лишь в середине XIX века, когда их стали надевать на лошадей вместо поддужных колокольчиков. Такая замена была обусловлена запретом Сената от 1836 года на использование поддужных колокольчиков на частных экипажах. Согласно этому постановлению любой частный экипаж обязан был уступать дорогу «ведомственной тройке при первом же донесшемся звуке колокольчиков».
Езда по просёлкам с колокольчиками, их подбор одновременно с бубенцами создавал неповторимый красоты звук при движении лошади полным аллюром. Такая «музыка» называлась ямской гармонью. Звуки, сопровождавшие движение конного экипажа с нарастающей силой, были слышны издалека, и народ выбегал на дорогу посмотреть и послушать это диво.

Оглавление