Патефон. Фонды Орловского краеведческого музея

Патефон

Центральное место в Коллекционном зале музея занимает граммофон, изобретение американца Эдисона, удивившее и преобразившее мир звуков. Технический прогресс, как известно, не стоит на месте. Наглядное тому подтверждение находится в соседней витрине, в которой представлены компактные устройства, пришедшие на смену громоздким граммофонам, которые все же просуществовали до 1930-х годов. Затем «иерихонские» трубы отправляются пылиться в чуланы и на чердаки, становятся «натурщиками» кинематографа и экспонатами музеев.

Уже в начале 20 века граммофон, пройдя путь эволюции и будучи усовершенствованным, получил новое название – патефон. Здесь уже «приложили руку» французы. Служащий фирмы «Патэ» — Гильон Кеммлер в самом начале 20 века посчитал, что рупор (большая внешняя труба аппарата) ему мешает, и нужно от нее как-то избавиться, но качество звука он терять не хотел. Так и родился патефон. «Патэ» — от названия известной французской фирмы по производству патефонов и слова «фон», в переводе на русский означающее – «звук».

В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус. Сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится за специальную ручку в застегнутом виде.
Звучание у патефонов было хриплое, с искажениями, не все слова можно было разобрать. Качество зависело от остроты или затупленности иглы. В патефонах использовалась многоразовая сапфировая игла, а в граммофоне стальная, которую приходилось менять каждые 3-4 минуты звучания. В целом патефоны были созданиями хрупкими. В качестве привода применялся пружинный двигатель. Заводить его надо было осторожно, чтобы не разорвать пружину, т.к. эта деталь была большим дефицитом. Одного завода хватало на прослушивание одной пластинки, а это примерно 5 минут.

Большое значение патефон приобрел в военное время. О нем пели как о бойце, его жалели, называли «усталым», «бродягой-патефоном». Он внес свой добрый вклад в Великую Победу над фашизмом. Люди военных лет часто вспоминали о том, как собирались вокруг патефона на фронте в минуты затишья, либо в госпитале; рассказывают, как они танцевали, вслушиваясь в звуки и ритмы патефонной пластинки. Они означали все то, о чем мечталось, когда из рупора лились нежные мелодии вальса или задорные песни Утесова, давая бойцам возможность в эти короткие часы вспомнить родных и поддержать веру в безоговорочную и скорую Победу.

Оглавление